Применение градирен в нефтеперерабатывающей промышленности определено технологическими нормами. Вне зависимости от вида конечного продукта, преобразование первичного сырья – нефти, происходит в условиях, требующих наличия терморегулирующих устройств. Градирни вентиляторного типа нашли широкое применение в данной отрасли, в том числе они востребованы на НПЗ, ориентированных на выпуск бензина.
В промышленных масштабах бензин может производиться двумя способами: риформинг углеводородного сырья и прямой перегонкой. Один из этих способов наиболее прост, но в то же время малоэффективен и весьма опасен. Его суть заключается в выпаривании бензольных соединений из сырья и сбором охлажденного конденсата – бензина. Другой способ основан на сложных химических реакциях и применяется в современной промышленности.
Место градирни в процессе производства бензина
Использование охлаждающих установок обязательно в обоих случаях, поэтому каждый из технологических методов стоит рассматривать отдельно:- Прямая перегонка. Сырая нефть, заполняющая резервуар, подвергается нагреванию, в результате которого легкие фракции испаряются и через газоотводную трубку поступают во второй резервуар, где оседают в виде бензинового конденсата. Конденсация испаряющихся углеводородов происходит по причине разницы температур в нагреваемом и накопительном резервуаре. В данном случае градирни используются для снижения температуры накопительного резервуара или газоотводной трубки, в зависимости от принятого технологического решения.
- Риформинг углеводородного сырья. Многокомпонентный реакционный метод преобразования нефти в высокооктановый бензин. Добавление определённых химических элементов способствует разложению сырья на компоненты, такие как: вода, бензин и т.д. Очищенный от примесей и воды бензин составляет до 50% от первоначального количества сырья, а его октановое число равно 80-ти единицам.
- нагрев в теплообменном блоке, где легкие фракции испаряются, а мазут и прочие тяжелые фракции охлаждаются и оседают;
- конденсаторный блок – где происходит охлаждения конденсата и отведение его в резервуар накопитель;
- ректификация и дальнейшая обработка бензина, необходимая для повышения октанового числа.